- Борьба москвичей за сохранность Химкинского леса
Борьба москвичей за сохранность Химкинского леса
Химкинский лес расположен в пяти км от Москвы между городом Химки, деревней Старбеево, рекой Клязьма и Международным шоссе (от Ленинградского шоссе к аэропорту Шереметьево). Лес занимает участок площадью почти 1000 гектаров и является частью лесозащитного пояса Москвы.
В 2004 г. президентом РФ было принято решение о строительстве скоростной платной автодороги Москва – Санкт-Петербург. Новая дорога должна была стать дублером наиболее загруженного движением участка федеральной автодороги М?10 "Россия". Проектная документация на строительство первого участка автодороги была разработана в 2005 – 2006 гг. Проект предусматривал, что платная скоростная автострада пройдет прямо через Химкинский лесопарк.
Помимо автодороги, на землях Химкинского лесопарка запланировано размещение объектов транспортной инфраструктуры и капитального строительства. При этом трасса проходит через весь лес, разрезая его на две части – что, по мнению жителей Подмосковья, сразу же разрушит всю лесную экосистему и сделает лес непригодным для жизни крупных животных.
28 апреля 2006 г. появилось постановление правительства Московской области № 358/16 "О мерах по строительству скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург и развитию связанных с ней территорий Московской области". 31 июля 2006 г. появился приказ министерства транспорта РФ о строительстве платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.
Жители Химок, Москвы и других городов развернули масштабную кампанию по защите леса. Было собрано более 12 тысяч подписей против уничтожения Химкинского леса, проведены акции протеста в Химках и Москве, написано огромное количество писем в разные инстанции, создан сайт в Интернете о Химкинском лесе www.ecmo.ru.В июне – июле 2007 г. состоялись пикет и митинги в защиту Химкинского леса. 5 сентября 2007 г. обращения в защиту леса были направлены в Администрацию города Химки, Администрацию МО, Министерство транспорта РФ, Росприроднадзор, Правительство Москвы. В Генеральную Прокуратуру направлен запрос о проверке законности решений о прокладке трассы через лес. 4 сентября 2007 г. Обращение в защиту леса с подписями передано президенту РФ. Москвичи просили президента проверить законность прокладки автомагистрали через лесопарк. Из Администрации президента обращение было направлено на рассмотрение в Минприроды.
30 октября 2007 г. общественным движением в защиту Химкинского леса был получен ответ от заместителя главы Росприроднадзора Олега Митволя, который признал вырубку Химкинского леса незаконной. Митволь написал в Генеральную прокуратуру письмо с просьбой приостановить действие постановления правительства Московской области, т.к. "правовой режим Химкинского лесопарка, относящегося к защитным лесам, не позволяет его использование". Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост вице-премьера, разослал в Минтранс, МПР, Минрегион и Ростехнадзор письма с просьбой "рассмотреть обращение химкинцев и принять меры по обеспечению соблюдения законодательства РФ по использованию земель и права граждан на благоприятную окружающую среду".
25 и 26 ноября 2007 г. в Москве прошли акции протеста против уничтожения Химкинского леса. Около 20 человек пикетировали здание Министерства транспорта России на Лубянке. Среди них были представители инициативной группы "В защиту Химкинского леса", активисты Демократической партии России и партии "Зеленые". Участники акции держали в руках плакаты: "Нет экологической катастрофе", "Экологию под контроль граждан", "Не отдадим чиновникам Химкинский лес", "Российскому производству ? европейские нормы".
В декабре 2007 г. заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин заявил, что Химкинский лес, заповедный уголок природы Ближнего Подмосковья, не будет уничтожен под автомагистраль и строительство без согласия жителей. "Ни одно действие не произойдет без постановления властей, а власти не предпримут никаких действий без проведения общественных слушаний", – заявил Чуркин. Он подчеркнул, что в данной ситуации "все будет решать народ".
26 февраля 2008 г. в Таганском суде Москвы состоялось судебное заседание по законности постановления о вырубке леса и о прокладке платной автотрассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес. Как выяснилось, проект был подписан мэром Химок Стрельченко с грубыми нарушениями – без публичных слушаний и в тайне от жителей.
28 марта 2008 г. перед Министерством транспорта прошла очередная акция против вырубки Химкинского леса. В мае 2008 г. экологическая общественность Московской области совместно с представителями международной организации защитников окружающей среды "Гринпис" обратились в Межрайонную природоохранную прокуратуру Московской области и Минприроды РФ с требованием остановить вырубку Химкинского леса и проверить законность сдачи в аренду лесных участков.
Экологи считают, что вырубка леса возле деревни Вашутино, у садового товарищества "Исток-2", проводится незаконно. После обращения экологов в прокуратуру по распоряжению помощника прокурора Кирилла Говорова на место вырубки приехала экологическая милиция, и вырубка была остановлена. Экологи обратились в правоохранительные органы с просьбой проверить законность сдачи в аренду обширных участки леса возле химкинских поселков Ивакино, Старбеево и Вашутино.
27 мая 2008 г. жители городского округа Химки подали три обращения полномочному представителю президента РФ по Центральному федеральному округу Георгию Полтавченко с просьбой защитить Химкинский лес от уничтожения. В своих обращениях они потребовали отменить постановление губернатора Московской области и предложили рассмотреть имеющиеся альтернативные варианты трассы. Экологи попросили Полтавченко проконтролировать рассмотрение обращения к председателю правительства РФ, прокурору Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области и министру природных ресурсов и экологии РФ по фактам незаконных вырубок Химкинского леса под застройку, "утери" границ леса, сдачи его в аренду десяткам фирм-однодневок. Кроме того, экологи считают необходимым придать лесу статус особо охраняемой природной территории.
19 июня 2008 г. Общественная экологическая организация "Зеленый патруль" и российская экологическая партия "Зеленые" совместно с подмосковными активистами-экологами установили палаточный городок на границе с подмосковным Химкинским лесом, протестуя против его вырубки. Организаторы лагеря сообщили, что обратились к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой разобраться в ситуации и аннулировать передачу в аренду 15 гектаров Химкинского леса. В своем обращении экологи потребовали выяснить обстоятельства исчезновения документации о статусе и границах земель Химкинского леса, установить четкие границы леса согласно снимкам из космоса.
16 июля 2008 г. депутаты Мосгордумы приняли обращение к правительству РФ, в котором говорится, что они считают недопустимым строительство платной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург через территорию Химкинского лесопарка. "Московская городская дума просит принять решение правительства РФ о придании Химкинскому лесопарку статуса особо охраняемой природной территории и пересмотреть проект строительства платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург так, чтобы она не проходила по территории Химкинского лесопарка", – говорится в обращении. Мосгордума признает необходимость строительства автомагистрали нового поколения между двумя крупнейшими экономическими центрами России, однако считает, что "при решении этой задачи не должен быть нанесен ущерб лесозащитному поясу Москвы", говорится в обращении.
В начале октября 2008 г. заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин приняли участие в митинге защитников Химкинского леса на Пушкинской площади.
13 ноября 2008 г. в Химкинском районе Старобеево было совершено нападение на подмосковного журналиста-эколога, редактора газеты "Химкинская правда" Михаила Бекетова. С закрытой черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, переломом голени и множественными гематомами журналист был доставлен в городскую больницу Химок бригадой "скорой помощи" из своей квартиры. Олег Митволь связал это нападение с попытками Бекетова защитить Химкинский лес.
Глава Химок Владимир Стрельченко неоднократно отрицал заинтересованность властей в нападении на защищавшего Химкинский лес журналиста и заявлял, что не знает, в чьих интересах оно было совершено.
В конце декабря 2008 г. Владимир Стрельченко отменил свое распоряжение о прокладке платной скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес.
В начале июля 2009 г. правительство Московской области выпустило постановление, согласно которому ширина полосы земли Химкинского леса, отведенная под строительство скоростной платной трассы Москва – Санкт-Петербург, была сужена с трех км до 100 метров. Новый документ отменяет предыдущие решения подмосковных властей, которые предполагали резервирование под строительство автодороги полосы шириной в три км на территории Химкинского леса.
3 августа 2009 г. "Движение в защиту Химкинского леса" направило в Европейский суд по правам человека иск против России с требованием запретить строительство автодороги Москва – Санкт-Петербург на территории леса.
Иск был подан от имени активистки движения Серафимы Наумочевой, которая до этого пыталась решить проблему в российских судах. В иске говорится, что строительство на территории Химкинского лесопарка запрещено законом (ст. 102, 105 Лесного кодекса РФ).
В конце сентября 2009 г. экс-министр экологии Франции, сенатор Доминик Вуане поддержала защитников Химкинского леса, направив президенту-генеральному директору компании Vinci Concessions Хавьеру Виярду письмо в котором выразила обеспокоенность заключенным компанией контрактом на строительство трассы Москва – Санкт-Петербург.
"Строительство дороги в данной местности может повлечь очень сильные изменения в этом природном комплексе и в итоге грозит его исчезновению", – говорится в обращении сенатора, текст которого опубликован на сайте защитников Химкинского леса.
Росавтодор и ООО "Северо-Западная концессионная компания" (консорциум компаний во главе с Vinci и Eurovia) подписали в июле 2009 г. концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации платной скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км.
В январе 2010 г. российские экологи призвали потенциальных международных финансовых инвесторов отказаться от возможного участия в проекте строительства платной магистрали Москва – Санкт-Петербург, поскольку проект, по мнению "зеленых", предполагает уничтожение Химкинского лесопарка.
Письмо с предложением не финансировать данный проект было направлено в адрес Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD), Всемирного банка (World Bank) и Европейского инвестиционного банка (European Investment Bank).
Экологи предложили провести независимую экспертизу последствий реализации данного проекта для окружающей среды и биоразнообразия, сделать независимую оценку альтернативных вариантов данного проекта, не затрагивающих земель Химкинского лесопарка, и отменить распоряжение правительства РФ от 5 ноября 2009 г., согласно которому около 150 гектаров Химкинского лесопарка переводятся из земель лесного фонда в земли транспорта.
1 марта 2010 г. Верховный суд РФ признал законным перевод порядка 150 гектаров Химкинского лесопарка из земель лесного фонда в земли транспорта для строительства через него первого участка платной автодороги Москва – Петербург. Таким образом, суд отклонил иск, в котором экологи предлагали отменить соответствующее распоряжение правительства РФ от 5 ноября 2009 г.
Судья Николай Романенков напомнил сторонам, что данное решение может быть обжаловано в Кассационной коллегии ВС РФ в течение десяти дней после изготовления полной версии судебного документа. Заявители уже сообщили о намерении подать жалобу.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.